главная o фонде коллекция выставки издания гостевая книга контакты





2016 г.
Выставка в «Доме на Брестской»

«Москва в офортах и фотографиях»

Выставочная коллекция состоит из 93 репродукций гравюр, офортов, литографий и рисунков, посвященных видам Москвы XVII–XIX веков. Изучение этих изображений, относящихся к различным временным отрезкам, позволяет проследить изменения в городской застройке, оборонительных сооружениях, городском хозяйстве, транспортной структуре – мостах и проездах.

Вид на Каменный мост. Гравюра А. Жоли по рисунку О. Кадоля. Виды Москвы. Иллюстрированный альбом.
Посвящается Императору Александру I
(изд. Пинар & Энгельманн, Париж, 1825 г.)

К тому же, внимательный к деталям изображения зритель может получить представление о хозяйственном укладе города, его социальной среде и соотношении крепостной и посадской частей города. Можно проследить, как с течением времени посад, окружающий крепостную стену, также в свою очередь был постепенно огорожен стеной, образуя кольцевую систему крепостных сооружений Кремля, Китай-города, Белого города и Земляного города.

Вид Большого театра. Литография Ж.-Б. Арну по рисунку
И. Вивьена (изд. Джузеппе Дациаро, печатная мастерская
Ж.Р. Лемерсье, Париж, 1840-е гг.)

Вид Сухаревой башни. Литография Ж.-Б. Арну по рисунку
И. Вивьена. (изд. Джузеппе Дациаро, печатная мастерская
Ж.Р. Лемерсье, Париж, 1840-е гг.)

Особенно содержательны панорамные изображения. Трудно, например, оторваться от изучения линейной панорамы, составленной из четырех смежных гравюр. Автор этих гравюр, Питер Пикар, показывает вид из Замоскворечья на город начала XVIII века от великолепного старого Каменного моста мимо наплавного, «живого» Москворецкого до Красных холмов с таким количеством деталей, что созерцать эту картину можно часами, открывая для себя все новые и удивительные подробности.

Вид из Замоскворечья от Старого Каменного моста до Красного холма. Гравюра Питера Пикара и мастеров Московской Оружейной палаты. 1707–1708 гг.

Большое достоинство старых московских гравюр состоит в том, что они предъявляют зрителю не пустынный, мертвый город. Наоборот, это город, населенный жителями, занятыми своими повседневными делами, одетыми в повседневную (или праздничную, парадную) одежду. Они предстают перед нами не в виде статичных фигур, украшающих картину (стаффажа), а живыми, в общении со средой и друг с другом.

Вид Моховой и дома Пашкова в Москве Гравюра Ф.Б. Лорье
по рисунку Ж. Делабарта (изд. Иоанна Вальзера, 1799 г.)

Например, на гравюре «Вид Кремля из Замоскворечья между Каменным и живым Мостом к полудню», это самое «к полудню» передается не столько освещением кремлевских башен (переданным весьма условно – в полсвета), сколько оживлением на реке и прямо-таки жанровыми сценами на Софийской набережной.

Вид Кремля из Замоскворечья между Каменным и Живым мостом к полудню (фрагмент оформления карты окрестностей Москвы). Гравюра П.Т. Балабина по рисунку М.И. Махаева, 1766 г.

Небольшой раздел выставки – 9 панорам и 28 фотографий, выполненных современными фотографами, – предъявляют Москву в ее нынешнем облике.

Оригиналы гравюр и литографий представлены для репродуцирования отделом изоизданий РГБ. Составители выставки выражают благодарность работникам этого отдела за помощь в подготовке выставки и неизменную доброжелательность.


ФОТО С ВЫСТАВКИ










главная o фонде коллекция выставки издания гостевая книга контакты